Что такое География?

Наука География

Развитие географии. Само слово «география» появилось более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Книгу с таким названием написал в III веке до н. э. ученый Эратосфен из города Кирена. Она рассказывала о приро­ де стран, лежащих на берегах Средиземного моря. Эратосфен опи­ сал эти земли. Отсюда и название книги — «География». В переводе с гре­ческого это значит «землеописание» (от слов «гео» — Земля и «графио» — описываю). Очень многие термины, которыми пользуются современные географы, имеют греческое происхождение. Так что к концу учебного го­да вы будете знать много греческих слов.

Что же это за наука? Что она изучает? И чем вы будете заниматься на уроках географии?

География — наука древняя. Долгое время она действительно была простым землеописанием. Люди путешествовали, открывали новые зем­ли, знакомились с другими народами, изучали их, описывали их нравы и обычаи. Географические книги прошлого читаются как сказки или при­ключенческие романы, так как они рассказывают о дальних путеше­ствиях, полных самых неожиданных опасностей.

Но вот к концу XIX века почти вся наша планета оказалась описанной. Открыты, измерены и нанесены на карту почти все острова, реки, озера, го­ ры. Стали говорить, что на карте мира почти не осталось «белых пятен», то есть территорий, где не ступала нога человека. Казалось, еще чуть-чуть — и география как наука прекратит свое существование и от нее останутся только тысячи книг, описывающих поверхность нашей планеты, да подробные географические карты, которые эту поверхность изображали.

Однако оказалось, что это начало нового этапа развития древней науки. В чем заключается этот новый этап?

Давайте рассмотрим такой пример. Предположим, что вам нужно по­ знакомиться с каким-то новым механизмом. Как это происходит? Сначала вы осматриваете его со всех сторон, удивляетесь, какое все красивое и бле­стящее, как много разных кнопочек. То есть сначала вы изучаете внешний вид этой новинки — рассматриваете и описываете ее. А что дальше? Даль­ше вы начинаете разбираться с тем, как пользоваться этим механизмом. Что будет, если вы нажмете одну кнопочку или другую? Понравился меха­низм? Понравился! Так вот для того, чтобы он прослужил вам долго или в случае чего его можно было бы починить, нужно разобраться с тем, как этот механизм устроен.

То же самое произошло с географией. Человек описал Землю, и она ему понравилась. Но он ведь не просто любуется своей планетой. Человек живет на ней, использует ее богатства. Человек добывает из недр земли полезные ископаемые, строит города, прокладывает дороги, перегораживает реки плотинами, вспахивает поля, собирает урожай, сжигает огромное количество топлива, благодаря чему и живут на Земле все поколения людей. И для того чтобы наша планета как можно дольше обеспечивала жизнь человечества, нужно знать, как она устроена, по каким законам живет природа планеты, как связаны между собой все ее составные части, как сделать так, чтобы хозяйствен­ ная деятельность не разрушала эту природу и можно было бы исправить нарушенное. Вот этим-то и занимается современная география. Она устанавливает, каким образом связаны между собой отдельные элементы природы, по ка­ ким законам функционирует природа и что человек должен делать, чтобы эти законы не нарушать. Так древняя наука стала очень современной. И на­ зывается она — физическая география. К ее изучению мы и приступаем.

Давайте повторим главное из сказанного: современная физическая география — это не просто землеописание. Это наука о законах, по ко­торым живет природа нашей планеты.

Источники географических знаний. Долгое время человек собирал све­дения о своей планете, путешествуя по ней. В странствиях проводили свою жизнь купцы, моряки, солдаты и пираты. Они привозили рассказы о далеких, никому не известных странах. Эти рассказы не всегда были правдивы и точны, но именно они были в то время единственным источни­ ком знаний о Земле.

С XVIII века началось время научных экспедиций. Ученые-географы не просто привозили из своих поездок рассказы о приключениях. Ре­зультаты их экспедиций — измерения, сделанные с помощью специаль­ ных приборов, точные карты, выполненные с соблюдением всех правил, грамотные научные описания. Правда, как и прежде, опасностей и приключений на долю участников экспедиций выпадало немало. В последнее время появилось много новых источников географической информации. Например, изображения нашей планеты, сделанные из кос­моса. Это может показаться странным, но с большой высоты мно­гое на поверхности нашей планеты видно лучше.

Сейчас для получения географических знаний нам совсем не обязатель­но отправляться в трудные и опасные путешествия, хотя для ученых-гео­графов, как и сто лет назад, экспедиции — это часть их работы и жизни. Мы можем получать сведения о нашей планете из книг, посвященных природе. Это не обязательно научные книги. Это могут быть художествен­ные произведения, посвященные путешествиям и приключениям. В кни­гах Жюля Верна, Майн Рида, Владимира Обручева можно найти не толь­ ко сведения о природе далеких мест, но и рассказы о необычных и увлекательных приключениях. Много сведений о Земле можно получить с помощью разных географических карт. Работе с ними мы бу­ дем учиться на уроках географии. А вот для того, чтобы смотреть фильмы и телепередачи о природе Земли, ничему не нужно учиться. Смотри себе и смотри. Увиденное в них тоже обо­гащает знания об окружающем мире. Собственно для этого они и делаются. Мы живем на замечательной планете — красивой, щедрой, но очень хрупкой и незащищенной. Нужно любить ее и беречь. А для этого ее нуж­но знать.